СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – СОВМЕЩЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО И ТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Abstract
В современное время в развитии образовательной деятельности доминирует информационно-коммуникационные технологии. Люди всё больше стремятся получить образование с минимальными временными потерями. Смешанное обучение (blended learning), основу которого составляет концепция объединения технологий «классно-урочной системы», электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, является одной из современных образовательных технологий [3]. Благодаря Сэлу Хану, основателю Академии Хана, которая обладает обширной библиотекой обучающих видео и интерактивных упражнений, идея смешанного обучения становится повсеместной [2].Смешанное обучение применялось в шестидесятых годах XX века, но сам термин был впервые использован в 1999 г., после выпуска американским Интерактивным Учебным Центром программного обеспечения для преподавания через Интернет. Смешанное обучение широко практикуется в учебных заведениях США, Европы и Юго-Восточной Азии. В современное время в развитии образовательной деятельности доминирует информационно-коммуникационные технологии. Люди всё больше стремятся получить образование с минимальными временными потерями. Смешанное обучение (blended learning), основу которого составляет концепция объединения технологий «классно-урочной системы», электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, является одной из современных образовательных технологий [3]. Благодаря Сэлу Хану, основателю Академии Хана, которая обладает обширной библиотекой обучающих видео и интерактивных упражнений, идея смешанного обучения становится повсеместной [2]. Смешанное обучение применялось в шестидесятых годах XX века, но сам термин был впервые использован в 1999 г., после выпуска американским Интерактивным Учебным Центром программного обеспечения для преподавания через Интернет. Смешанное обучение – это образовательная технология, в которой сочетаются и взаимопроникают очное и электронное обучение с возможностью самостоятельного выбора учеником времени, места, темпа и траектории обучения. Неотъемлемая и очень важная составляющая часть смешанного обучения – это использование цифровых образовательных ресурсов, обладающих рядом особенностей и преимуществ. При реализации моделей смешанного обучения возможно использование разнообразных типов цифровых образовательных ресурсов и онлайн-сервисов (LMS, Learn-ing Management System, например, Moodle, Edmodo и др., Mirapolis, Vebinar, Скайп, Google-чат и др., Google Docs, Word Online, iSpring и др., социальные сети, электронные журналы, органайзеры) [1]. Существуют типичные модели смешанного обучения: модель «Face-to-Face Driver», ротационная модель (аудиторная, лабораторная ротация, «Перевернутый класс», индивидуальная ротация), гибкая модель (Flex модель), модель учебного меню (Self-blend модель), модель обогащенного виртуального обучения (виртуально обогащенная модель) [3]. При смешанной модели обучения подход меняется на student-cen-tered (сфокусированный на студента), где студенту помогают учиться. Самостоятельная работа обучаемого заключается в освоении онлайн учебных материалов, работы в чатах и форумах, в общении по электронной почте, прохождении онлайн тестирования и т.п. [2]. Основными элементами смешанной модели обучения являются: лекционные занятия, семинарские занятия (face-to-face sessions), учебные, материалы дисциплин, онлайн-общение с преподавателями и студентами, индивидуальные и групповые онлайн-проекты (collaboration), виртуальная классная комната, аудио и видеолекции, анимации и симуляции. Онлайн-занятие разбивается на три этапа: работа «до» (подготовка к занятию), работа «во время» (обсуждение, проверка), работа «после» (закрепление материала, выполнение домашнего задания). Оценка успеваемости студента может осуществляться как в режиме онлайн, так и в аудитории [3]. При преподавании дисциплины клиническая анатомия нами была применена модель смешанного образования по темам «Клиническая анатомия головы» и «Клиническая анатомия средостения». При этом мы, предоставляя студентам проблемные проекты, акцентировали их внимание на решение поставленных задач с использованием информации как фундаментального, так и клинического характера. Каждый студент или группа студентов выбирали пути поиска, сбора и анализа информации в процессе аудиторной и внеаудиторной работы с использованием собственных электронных устройств с доступом в Интернет. На занятиях студенты, используя ролевые игры, обсуждали изученные материалы, использовали видеоматериалы. Потом применяли модель ротация станций, где студенты разбивались на две группы. Каждая группа работала на своей станции. Например, первая группа изучала материал под контролем преподавателя, вторая группа занималась онлайн. Особый интерес у студентов проявлялся в процессе топографо-анатомического обоснования нозологической формы, синдрома или симптома (status localis, топический диагноз), в поисках методов и способов их диагностики и лечения. Была отмечена высокая активность работы с информационными носителями, эффективный поиск в сети Интернета нужных данных, хорошая база знаний иностранных языков. Правильное и полноценное применение смешанного обучения способствовал формированию у студентов таких способностей, как комплексное решение проблем, критическое мышление в выборе достоверных источников данных и отбора информации, переосмысление информации, предоставление новых идеи и решений, умение работать в команде, принимать ответственные решения. Таким образом, смешанное обучение совмещает преимущества интерактивного и традиционного обучения. Эффективность такого соотношения форм обучения в большинстве случаев зависит от готовности, желания и технических возможностей, как преподавателей, так и обучающихся.
References
Долгова Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века. – 2017. – 5: Интерактивное образование.
С. 2-8.
Майкл Х., Хизер С. Смешанное обучение. Использование прорывных инноваций для улучшения
школьного образования. Jossey-Bass. A Wiley Brand. 2015. 343 c.
Нагаева И.А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и
возможности [Текст] / И.А. Нагаева// Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 6. – С. 56–67.
Downloads
Published
Issue
Section
License
Copyright (c) 2024 Мираскад Максудович Исомов

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
All Rights Reserved.