ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Keywords:
системный подход, дошкольное образование, образовательная программа, педагогическая система, профессиональная рефлексия.Abstract
В статье рассматриваются теоретико-методологические основы системного подхода как одной из ключевых концепций в организации образовательного процесса, особенно в условиях дошкольного образования. Подчёркивается значимость системного подхода для обеспечения целостности, управляемости и внутренней согласованности всех компонентов образовательной среды. На основе анализа трудов отечественных и зарубежных авторов обоснована роль системного подхода как эффективного инструмента проектирования и модернизации образовательных программ, способствующего устойчивому развитию личности ребёнка и профессиональной рефлексии педагога.
References
1. Thornton C., Sharon A. Trauma-Informed Educational Environments in Preschool: A Systemic Perspective // Early Child Development and Care. – 2021. – Vol. 191. – No. 12. – P. 1920–1935.
2. Zaedi S., Iyer A., Jaffer R., Shenoy S. Integrated Systems Approach to Early Literacy Development in Indian Preschools // International Journal of Early Childhood Education. – 2020. – Vol. 52. – No. 1. – P. 33–47.
3. Абдуллаева Н. Ш. Совершенствование дошкольного образования на основе вариативного подхода: автореф. дис. доктора философии (PhD) по пед. наукам: 13.00.08 — Ташкент, 2019. — 54 с.
4. Белая К.Ю., Третьякова П.И. Управление качеством дошкольного образования на основе системного подхода // Управление образованием: теория и практика. – 2019. – № 2 (26). – С. 58–66.
5. Богословец Л.Г. Система внутреннего мониторинга качества в ДОУ как инструмент управленческих решений // Дошкольное образование. – 2021. – № 3. – С. 42–48.
6. Веденская Т.Е. Понятие «система» и системный подход в педагогике // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2013. – № 1. – С. 7–13.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2005. – 352 с.
8. Колесникова Г.Г., Абдуллаева Н.Ш. Педагогическое саморазвитие и вариативность в условиях модернизации дошкольного образования // Педагогика. – 2021. – № 8. – С. 57–64.
9. Колунтаева Л.И. Проектирование и реализация интегративных программ дошкольного образования: методология и практика: дис. ... д-ра пед. наук. – М., 2015. – 401 с.
10. Лазарева М.В. Интегративный подход как основа построения содержания дошкольного образования: дис. ... канд. пед. наук. – Волгоград, 2012. – 218 с.
11. Магауова А.С. Системный подход в педагогике // Евразийский союз ученых. – 2014. – № 5-2 (74). – С. 106–108.
12. Трушникова Т.Г. Системное мышление как основа проектирования образовательного пространства // Педагогическое образование и наука. – 2020. – № 2. – С. 31–37.
13. Ушакова-Славолюбова О.А. Креативность педагога как фактор устойчивого развития ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2022. – № 5. – С. 22–27.
14. Файзиева М.М. Модель педагогического мониторинга в системе дошкольного образования: дис. ... канд. пед. наук. – Ташкент, 2020. – 195 с.
15. Филимонова Е.А. Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста в условиях реализации образовательной программы: дис. ... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2017. – 202 с.
16. Шадиев Р. Д. Системный подход как важный фактор организации образовательного процесса // Проблемы педагогики. – 2020. – № 6 (51).
Published
Issue
Section
License
Copyright (c) 2025 Набиулина Луиза, Резаутдинова Аделя (Author)

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
All Rights Reserved.